Общая характеристика воли. Роль произвольных действий в процессе обучения.
Общая Психология, сост. Е. И. Рогов, М., 1998 с 335-354
Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. воля соотносится со самосознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция его активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим психологи выделяют в качестве конкретизации указанной выше общей функции, две другие - активизирующую и тормозящую. Иногда первую функцию обозначают термином побудительная или стимулирующая. Волевые или произвольные действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий.
К непроизвольному типу поведения относятся рефлекторные (мигание) и импульсные действия, неосознанные, неподчиненные общей цели реакции (на шум за окном). Специфическая особенность волевого поведения в переживании состояния "Я должен", а не "Я хочу", хотя, конечно, следует учитывать возможность совпадения волевого и импульсного поведения ("Я хочу исполнить свой долг").
Материальной основой произвольных движений является деятельность так называемых гигантских пирамидных клеток (передняя центр. извилина.); аппраксия - нарушение произвольной регуляции движений и действий - наступает при поражении префронтальных участков коры. Также в выполнении волевого действия особое значение имеет ретикулярная формация. Произвольность движений есть результат суммарной работы всей коры головного мозга, по словам И.П. Павлова (задействована вторая сигнальная система) Итак, волевое поведение является результатом взаимодействия многих весьма сложных физиологических процессов мозга с воздействиями внешней среды.
Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае. когда в побуждении ясно видна цель, непосредственно переходящая в действие и не выходящая за пределы существующей ситуации, говорят о простом волевом акте. Сложное во левое действие предполагает вклинивание между побуждающим импульсом и непосредственным действием дополнительных звеньев. Существенными моментами или фазами волевого процесса выступают:
1. возникновение побуждения и постановка цели
2. стадия обсуждения и борьба мотивов
3. принятие решения
4. исполнение
Некоторые волевые действия носят сложный характер и могут выполняться в течении длительного времени. Важнейшим признаком волевого поведения считают связь с преодолением препятствий, внутренних или внешних. Чем больше значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает.
Волевое усилие - форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижению цели. Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта, начиная от осознания цели и заканчивая исполнением решения. Итак, воля - это власть человека над собой, своими стремлениями, чувствами, страстями. Воля - это способность человека управлять собой, сознательно регулировать свое поведение и деятельность.
(Целеустремленность, инициативность, выдержка, решительность, энергичность, настойчивость, самоконтроль и самооценка см. с. 348-351)
Важная сторона психологической готовности к школе - достаточный уровень волевого развития ребенка. Типической чертой 6-7 летних детей, является соподчинение мотивов, которое дает возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований. предъявляемых школой и учителем. Что касается произвольности (умение действовать в соответствии с правилом) познавательной деятельности, то она, хотя и начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу еще не достигает полного развития: ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т.р.. Обучение в начальной школе учитывает эти особенности детей и строится так, что требования к произвольности их познавательной деятельности возрастают постепенно, по мере того, как в процессе учения происходит ее совершенствование.
Совершая т или иное волевое действие, личность несет ответственность за все его последствия. Америк. психолог Д. Роттер ввел понятие "локус контроля" как качество приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, - собственным усилиям и способностям. Школьники с внешней, экстернальной локализацией контроля легко находят объяснение своим неудовлетворительным отметкам ( " мне неверно подсказали"). В исследованиях показано, что для лиц с экстернальной локализацией контроля характерна неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление откладывать реализацию своих намерений на неопределенный срок, безответственность, тревожность. подозрительность, агрессивность, конформность.
Учащиеся с внутренней, интернальной локализацией контроля , как правило, принимают ответственность за свои деяния на себя. Получив плохую отметку, такой школьник видит причину неудачи в своих способностях, характере и т.д. (" Я забыл.. "). Выявлено, что люди , обладающие внутренней локализацией контроля увереннее в себе, последовательней и настойчивей в достижении цели, они склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны. независимы и т.д. Внешняя или внутренняя локализация контроля волевой деятельности, как считает А.В. Петровский, имеет свои как положительные, так и отрицательные социальные последствия и является устойчивым качеством личности, формирующимся в процессе воспитания.
Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст.