№ |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела (дидактические единицы) |
1. |
Предмет, задачи, методы курса «Психология личности»
|
Предмет, задачи, методы «Психологии
личности». Личность как предмет комплексного исследования современной науки.
Междисциплинарный статус проблемы личности. Многогранность личности. Проблема классификации методов изучения личности. Основные методы: наблюдение, эксперимент, беседа. Проблема классификации методик изучения личности. Основные методики изучения личности. Принципы комплексного исследования личности. |
2. |
Проблема определения и понимания терминов «индивид, личность, индивидуальность»
|
Понятия «индивид, личность, индивидуальность». Человек как индивид в системе биогенеза. Человек как личность в системе социогенеза. Человек как индивидуальность в системе персоногенеза (А.В. Петровский, А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев). Индивид как биологическая, личность как социальная, индивидуальность как психологическая характеристики человека. Целесообразность выделения основных, базисных «пластов» (слоев) человека: биологический, социальный, психологический. Роль биологического, социального, психологического в структуре человека. Понятие «индивид». Индивид как природное существо, представитель Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель своеобразных черт (задатков, потенциалов, влечений и т.д.). Биологический пласт. Человек как
индивид в системе биогенеза. Индивидные свойства человека и их роль в
развитии личности (Б.Г. Ананьев). Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной
деятельности как физиологической основе темперамента. Типологии Э. Кречмера
(строение тела и особенности психики) и У. Шелдона (типы конституции и их
соматические признаки). Неосознаваемые влечения (З. Фрейд, Л. Зонди). Генетика и
психогенетика. |
3. |
Биологизаторские и биогенетические теории
|
Роль биологического.
Человек как индивид. Теории, отдающие приоритет биологическому в человеке.
Человек, рассматриваемый как представитель животного мира и происходящий из
среды животного мира. Эволюционные теории (Ч. Дарвин, Ф. Гальтон). Человек
как природное существо (Ф. Ницше, А. Гелен, А. Портман, Ж.Ж. Руссо).
Биологизаторское направление и педология (П.П. Блонский). |
4. |
Индивидно-типические свойства человека
|
Человек
как индивид. Общее представление об индивидных свойствах человека (Б.Г.
Ананьев). Классификация индивидных свойств: влечения, тип телосложения,
конституциональные особенности, ВНД и тип темперамента, наследственные
особенности. Роль индивидных свойств в развитии личности (А.Г. Асмолов). |
5.
|
Личность в социогенетических теориях
|
Роль социального в формировании личности. Теории, отдающие приоритет социальным факторам в развитии личности. Теория «чистой доски» (табула-раса) Дж. Локка. Теория «социальной среды» П.А. Гольбаха. Бихевиористические технологии воздействия на психические процессы (Дж. Уотсон, Б. Скиннер). Теория трансактного анализа Э. Берна (эго-состояния: «ребенок, родитель, взрослый»). Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры. Теория социального научения Дж. Роттера. Социокультурная теория личности К. Хорни. Учение Кетле, Э. Дюркгейма. Социальные факторы преступности. Преступность как непременное явление общества. Норма и отклонения - необходимые атрибуты социума. |
6. |
Основные социокультурные факторы развития, формирования и становления личности
|
Процессы роста, развития, формирования и становления личности. Ценности, образцы, нормы как основные социокультурные факторы личностного роста, развития, формирования и становления. Значимость образцов, норм, ценностей
для формирования личности. |
7. |
Теории индивидуальности
|
Зарубежные исследования, затрагивающие аспекты, связанные с «индивидуальностью». «Клиент-центрированная терапия» К. Роджерса. «Самость» как принцип учёта индивидуальных особенностей. У. Джеймс - усиление возможностей человека за счёт его уникальных сочетаний. А. Адлер - теория и практика индивидуальной психологии. Отечественные теории индивидуальности. |
8. |
Индивидуальность и ее проявления
|
Проблема психологической трактовки термина «индивидуальность». Возможность раскрытия сущности «индивидуальности» через: 1) антропологические явления; 2) математические пределы; 3) девиационный анализ; 4) принципы диагностической работы с признаками и показателями; 5) системный анализ; 6) структурный подход; 7) проблему «творчества»; 8) проблему «личностных смыслов и значений». Антропологический пласт (присущий только человеку в отличии от животных) в структуре человека как сосредоточение всего «индивидуального». Индивидуальный антропологический опыт - «проводник», «создатель» индивидуальности. Механизмы запечатления индивидуального опыта: на уровне глубинного (неосознаваемого), интуитивная соотнесенность со средними (стандартными) значениями, максимальными и минимальными значениями. Математические пределы - интуитивная логика «отработки» своей индивидуальности. Минимум (Min.), максимум (Мax.), мода (Мo.), среднее арифметическое (М) - «точки отсчета» построения индивидуальности. |
9. |
Структуры личности в отечественных и зарубежных теориях
|
Основные сведения о теориях, концепциях и направлениях
зарубежной психологии: психоанализ З. Фрейда, индивидуальная теория личности
А. Адлера, эго-теория личности Э. Эриксона, социокультурная теория личности
К. Хорни, теория оперантного научения - бихевиоризм и необихевиоризм (Д.
Уотсон, Б.Ф. Скиннер, Е. Толмен), структурная психология (В. Вундт, Э.
Титченер), функциональная психология (Т. Рибо, Н.Н. Ланге, Э. Клапаред, У.
Джеймс, Р. Вудвортс), гештальтпсихология (Вертгеймер, В. Келлер, Коффка),
гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм),
экзистенциальная психология (В. Франкл), социально-когнитивная теория
личности А. Бандуры, теория социального научения Дж. Роттера, теория
личностных конструктов Дж. Келли, диспозиционная теория личности Г. Олпорта,
теория личностных черт Р. Кеттелла. |
10. |
Подходы к изучению личности
|
1. Анализ по «единицам», составляющим «ядро личности». Выделение «единиц» анализа как системообразующих характеристик строения личности: - «черта» как единица анализа строения личности (Р. Кеттел, Дж. Гилфорд); - «влечения» как единица анализа (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Л. Зонди); - «установка» как единица анализа (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили); - «диспозиция» как единица анализа (В. Штерн, Э. Шпрангер, В. Ядов); - «отношение» как единица анализа (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев); - «значение и смысл» как единица анализа (А.Н. Леонтьев); - «позиция» как единица анализа (А. Адлер); - «внутренняя позиция личности» (Л.И. Божович); - «направленность личности» (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов); - «мотив» (Б.Г. Ананьев, Т.М. Якобсон, В.Г. Асеев, Б.А. Сосновский, Б.В. Зейгарник). |
11. |
Проблемы периодизации психического развития человека
|
Периодизации психического развития, предлагаемые зарубежными авторами. Биогенетические периодизации развития человека. Концепция развития ребенка С. Холла: закон рекапитуляции, фазы развития личности. Представления об этапах развития ребенка в психоанализе З. Фрейда. Социогенетические периодизации
развития человека (Л. Брюль). |
12. |
Схема периодов развития личности
|
Понятие «период» как промежуток времени, в течение которого действуют только определённые закономерности. Окончание периода как подготовительная база для последующего периода. Схема анализа: ведущее отношение, к чему сензитивен (воздействие), результаты периода (достижения). Период 0-1. Ведущее отношение: ребёнок-мать. Сензитивен к упорядоченным действиям. Результаты периода: а) выработка произвольного торможения; б) понимание первого социально-значимого слова «нельзя». Период 1-3. Отношения: усложнение уже сложившихся отношений между ребёнком и матерью. Сензитивен к воздействиям, вызывающим эмоциональные состояния. Достижения: а) ребёнок осваивает признаки и показатели внешнего проявления эмоций; б) учится эмпатии (вчувствованию). Период 3-7. Отношения: ребёнок-сверстник. Взрослые - источник коррекций и передатчик опосредствованного влияния общества (через сказки и мифы). Сензитивен к любому нарушению правил, к ролевым играм. Достижения: а) осваиваются образцы поведения; б) роли, бытующие в обществе. Период 6. Отношения: со многими новыми людьми. Сензитивен к: а) идеалам; б) самооценке. Достижения: а) иерархия мотивов; б) уровень притязаний; в) самооценка. Период 7-11. Отношения: учитель-учение. Сензитивен к информации. Результаты периода: а) навыки управляемости; б) усвоение «точек отсчёта»; в) градуированная оценка. Период 11-14. Отношения: сверстник-сверстник (подросток- подросток). Сензитивен: а) к мнениям и суждениям других подростков, входящих в одну группу; б) к распределению мест в коллективе по статусу и престижности; в) к качествам, требуемым «подростковым кодексом». Результаты: а) «Поиски пределов допустимого»; б) приобретение средств, способов и приёмов противостояния среде; в) «Одинаковость» - быть похожим на престижное большинство (с помощью инструментальных качеств); г) объединение в группы. Период 14-18. Отношения: парные (юноша-юноша, девушка-девушка, девушка-юноша). Сензитивен: а) к оригинальности (кризис оригинальности); б) к проблемам общества («мировая скорбь»). Результаты: а) планы и программы поведения (перспективные конструкции); б) просмотр максимума на что способен человек; в) отрабатывается вариант «своей зоны, своей линии, своего места». |