Сайт кафедры педагогики и психологии 

           Способности, проблема их диагностики и развития

          

           Способности – совокупность потенциальных характеристик человека, которые определяют его готовность к деятельности (Лейтес Н.С.).

           Способности – такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения ЗУН, но которые сами к наличию этих ЗУН не сводятся (Петровский А.В.).

           Рубинштейн С.Л.: развитие способностей – это развитие как таковое, в отличие от накопления ЗУН.

           

           Значительный вклад в изучение спос-тей внес Теплов Б.М., выделивший 3 основных признака способностей:

           1. Под с. подразумеваются индивидуально-типологические особенности человека, отличающие одного человека от другого.

           2. К с. относят те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.

           3. С. не сводятся к ЗУН.

          

           Существуют различные классификации способностей. Выделяют способности:

           * Природные и специфически человеческие

           * Общие и специальные

           * Теоретические и практические

           * Интеллектуальные и творческие

           * Межличностные и предметно-познавательные

          

           Предпосылки и развитие спос-тей.

           Спос-ти не приобретаются человеком в готовом виде, а формируются в течение жизни. Спос-ти  – понятие динамическое, существующее только в развитии. Так как развитие спос-тей осуществляется в процессе практической или теоретической деятельности,  спос-ти создаются и проявляются в конкретной деятельности.

           Предпосылками развития спос-тей являются:

           * Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности человека;

           * Социальные условия, благоприятствующие развитию спос-тей.

           Причем наследуемость задатков не означает наследуемости спос-тей. В случаях талантливости целых семейств (Бах, Моцарт) скорее можно говорить об особых социальных условиях, помогающих раскрытию талантов.

          

           Существуют возрастные предпосылки способностей, т.е. обусловленные возрастом повышенные возможности развития психики в тех или иных направлениях (Лейтес Н.С. проводил исследования одаренных детей).

           Задатки для дальнейшего развития спос-тей формируются в дошкольный период, становление специальных спос-тей активно начинается в младших и средних школьных классах (развитие с. в играх). Важным моментом развития с. выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких дополняющих спос-тей. Спос-ти формирует деятельность; чем сильнее мотивация, эффективнее методы обучения, тем успешнее развиваются спос-ти. При подборе оптимальности деятельности, ориентированной на развитие спос-тей, важно учитывать зону ближайшего развития ребенка (Л.С.Выготский).

          

                        Принято выделять общие и специальные спос-ти. Общие с. – с. к деятельности вообще. Специальные с. – с. к конкретным видам деятельности, хотя некоторые психологи (Шадриков В.Д.) считают специальные спос-ти теми же общими спос-тями, только приобретшими черты оперативности под влиянием требований действительности.

          

           Классификация специальных спос-тей основана на разделении познавательных психических процессов.

           1. Сенсорные с. (оценивается скорость возникновения ощущения и его тонкость, устойчивость)

           * По источникам возникновения – физические, химические, механические, термические и др.

           * По свойствам рецепторов – интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные (контактные и дистантные).

           * По модальности – зрительные, слуховые, болевые и т.д.

           2. Перцептивные с. (кол-во предметов, точность восприятия, острота и эмоциональная окрашенность)

           3. Мнемические с. (объем, точность, прочность, скорость запоминания и воспроизведения)

           4. С. представления (гибкость, точность, полнота представления)

           5. С. воображения (новизна и оригинальность, широта оперирования образами, типы оперирования)

           6. С. мышления (гибкость, темп мысл. процессов, широта и глубина, последовательность, критичность)

           7. С. внимания (сосредоточенность, объем, распределение, переключение внимания)

           8. Психомоторные с. Связаны с координацией и контролем движений (точность, одновременная координация, скорость, сила, темп, пластичность, ловкость и т.д.)

          

           К терминам, используемым при характеристике способностей, относят:

           * Склонность – предрасположенность к деятельности.

           * Одаренность – высокие показатели в различных видах деят-ти.

           * Талант – высокий уровень одаренности в узких специальных сферах.

           «Талант – это сочетание спос-тей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность» (Петровский А.В.). Отдельно взятая спос-ть не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития. Важной характеристикой таланта является комплексность.

          

           Диагностика способностей.

           Проблема измерения с. возникла еще в конце 19 нач. 20 веков, когда Ф Гальтон в своих работах положил начало экспериментальному и статистическому исследованию человеческих различий. Некоторые психологи (Кеттел, Термен, Спирмен) предложили для профотбора выявлять уровень способностей учащихся. В качестве методов измерения спос-тей выступали тесты умственной одаренности: например, тест Стэндфорд-Бине, который разработал Термен.

           Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с мерой устойчивости склонностей человека некоторой деятельности.

           Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Качественный анализ способностей направлен на выявление индивидуальных характеристик, необходимых для эффективного выполнения конкретного вида деятельности. Количественные измерения способностей характеризуют меру их выраженности. Самая распространенная форма оценки меры выраженности способностей - тесты (тест достижений, тест интеллекта, тест креативности).

           При определении структуры способностей как свойств личности важно учитывать генетические механизмы, свойства нервных процессов, которые непосредственно сказываются на динамике развития процессов психических и их свойств.

           Методики диагностики общих способностей:

           * GATB (General Aptitude Test Battery)– батарея тестов диагностики общих способностей. Диагностика комплексных качеств, необходимых для овладения профессиональной деятельности.

           * SATB – батарея тестов специальных способностей

           * NATB – батарея тестов общих способностей для не умеющих читать

           * ШТУР – школьный тест умственного развития

           * Тест Амтхауэра – исследование уровня интеллектуального развития

           * МЭДИС (Методика Экспресс-Диагностики Интеллектуальных способностей) предложен российскими авторами в 1994г. для измерения интелл. Особенностей детей 6-7 лет и др.

          

           Литература: Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб, 1999.

           Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.

           Немов Р.С. Общие основы психологии. М., 1994.

           Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.