Виды мышления. Общая характеристика.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Виды мышления:
1. Наглядно-действенное
2. Наглядно-образное
3. Отвлеченное (теоретическое)
Наглядно-действенное
В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности; лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Первичной является именно практическая деятельность. В процессе психического развития каждого ребенка исходной будет не теоретическая, а практическая деятельность, внутри которой и развивается и развивается вначале детское мышление. До трех лет мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, объединяет, соотносит, связывает друг с другом предметы, воспринимаемые им в данный момент.
Наглядно-образное
В простейшей форме возникает у дошкольников (4-7 лет). Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Часто не требуется систематического практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот предмет. Иначе говоря, дошкольники мыслят наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).
Отсутствие у дошкольников понятий наиболее отчетливо обнаруживается в экспериментах Пиаже. Детям в возрасте около семи лет показывают два одинаковых шарика, сделанных из теста. Ребенок говорит, что они равны. Затем у него на глазах один из шариков превращают в лепешку. Дети сами видят, что к расплющенному шарику не прибавили ни одного кусочка теста, а просто изменили форму. Но испытуемые считают, что количество теста в лепешке увеличилось. Дело в том, что наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию, и потому они не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от некоторых наиболее бросающихся в глаза свойств рассматриваемого предмета.
Отвлеченное (теоретическое)
На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается – сначала в простейших формах – отвлеченное мышление, т. е. мышление в форме абстрактных понятий.
Овладение понятиями в ходе усвоения школьниками основ различных наук имеет огромное значение в умственном развитии детей. Формирование и усвоение различных понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований (Гальперин, Давыдов, Костюк, Менчинская, Натадзе, Эльконин и др.).
В конце школьного обучения у детей формируется система понятий. Ученики успешно оперируют не только отдельными понятиями, но и целыми классами или системами понятий.
Развитие отвлеченного мышления у школьников входе усвоения понятий вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает теперь развиваться или исчезает вообще. Наоборот, эти первичные формы мыслит. деятельности продолжают совершенствоваться, развиваясь вместе с отвлеченным мышлением и под его обратным влиянием.
Индивидуальные особенности мышления
Индивидуальные особенности мышления проявляются прежде всего в том, что у людей по-разному соотносятся разные виды мышления.
К индивидуальным особенностям также относят и другие качества познавательной деятельности:
* Самостоятельность – проявляется в умении увидеть и поставить новый вопрос, проблему и затем решить их своими силами.
* Гибкость – умение изменять намеченный вначале путь (план) решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.
* Быстрота – нужна, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок.
Эти индивидуальные особенности необходимо учитывать в процессе обучения.
Все перечисленные и многие другие качества мышления тесно связаны с основным его качеством, или признаком – умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям.
«Общая психология» под ред. Петровского А.В.
Феноменология наглядно-действенного и наглядно-образного мышления (В.С. Мухина)
На пороге раннего детства у ребенка появляются действия. которые можно считать признаками мыслительного процесса, - использование связи между предметами для достижения цели ( напр., притягивание подушки, на которой лежат часы для того, чтобы их достать). Но подобные действия возможны лишь в самых простейших случаях, когда предметы уже связаны между собой (часы лежат на подушке) и остается только воспользоваться этой готовой связью. На протяжении раннего детства ребенок начинает все шире использовать подобного рода готовые связи. Он притягивает к себе тележку за привязанную к ней веревочку, возит каталку, толкая впереди себя прикрепленную к ней палку, и производит другие подобные действия.
Гораздо важнее, что оно учится выполнять те действия, где необходимо каждый раз заново связывать между собой разъединенные предметы - это соотносящие и орудийные действия. Само по себе усвоение этих действий еще не требует работы мышления: ребенку не приходится самостоятельно решать задачу - это за него делают взрослые, которые дают образцы действий, показывают способы употребления орудий. Но , обучаясь выполнять эти действия. ребенок начинает ориентироваться на связь между предметами, в частности на связь орудия с предметом, и в дальнейшем переходит к установлению таких связей в новых условиях, при решении новых задач.
Переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми, к их установлению - важная ступень в развитии детского мышления. На первых порах установление новых связей происходит путем практических проб, причем на помощь ребенку нередко приходит случайность.
Необходимо отличать действия наглядно-действенного мышления от действий восприятия: первые направлены не на выявление и учет внешних свойств предметов (как вторые), а на отыскание связей между предметами и действиями дающих возможность получить определенный результат.
(примеры смотри -Мухина - Возр. псих. с.133-134)
Итак, мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного.
Дети используют наглядно-действенное мышление для исследования самых разнообразных связей, обнаруживаемых в окружающем мире.
Внешние ориентировочные действия служат исходным пунктом для образования внутренних , психических действий. Уже в пределах раннего детства у ребенка возникают мыслительные действия, выполняемые в уме, без внешних проб. Так, познакомившись с употреблением палки для доставания отдельного предмета, ребенок догадывается применить ее и для того, чтобы вытащить мячик, закатившийся под диван. В основе такой догадки лежит проба, проделанная в уме. В процессе ее ребенок действовал не с реальными предметами, а с образами, представлениями о предметах и способах их употребления.
Мышление ребенка, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным.
В раннем детстве ребенок овладевает умением решать наглядно-образным путем только ограниченный круг простейших задач. Задачи более сложные им либо не решаются вовсе, либо решаются в наглядно-действенном плане.
Итак, в раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка: при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы - на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Образное мышление - основной вид мышления младшего дошкольника (складывающиеся у детей обобщения имеют форму образов и используются в процессе наглядно-образного мышления. Обобщения - мысленное объединение предметов или действий, обладающих общими признаками. Основу для обобщений создает усвоение речи. Так, обобщение предметов по их функции первоначально возникает в действии, а затем закрепляется в слове).