Сайт кафедры педагогики и психологии 

Виды памяти. Роль памяти в обучении.

 

           Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение индивидом его опыта.

           В памяти различают процессы: запоминание (процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее), сохранение (зависит от участия запоминаемого материала в деятельности личности), воспроизведение (актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную), забывание.

           Память – важная хар-ка всех психических процессов. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

           Выделяют виды памяти по трем критериям:

           1).По характеру психической активности, преобладающей в деятельности:

           * Двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Служит основой для формирования практических и трудовых навыков.

           * Эмоциональная – это память на чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуэдающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

           * Образная – это память на представления, на картины природы и жизни, на звуки, запахи и вкусы. Она бывает: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

           * Словесно-логическая – содержанием этой памяти являются наши мысли. Это специфически человеческая память. Опираясь на другие виды памяти, она становится ведущей. Ей принадлежит ведущая роль в усвоении знаний в процессе обучения.

           2).По характеру целей деятельности:

           * Непроизвольная – запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует какая-либо цель что-то запомнить или припомнить.

           * Произвольная – присутствует цель что-то запомнить (припомнить). Здесь процессы запоминания и воспроизведения выступают как спец., мнемические, действия

           Это две последовательные ступени развития памяти.

           3).По продолжительности закрепления и сохранения материала:

           * Кратковременная – краткое сохранение после однократного, очень непродолжительного восприятия и немедленное воспроизведение (в первые секунды)

           * Долговременная – длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения.

           * Оперативная – мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.

           Индивидуальные различия памяти.

           Индивидуальные различия в памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, т. е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в особенностях содержания памяти, т. е. в том, что запоминается.

           Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению. Скорость определяется числом повторений, необходимых для запоминания. Прочность выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания. Готовность памяти выражается в том, насколько может человек легко и быстро припомнить в нужный момент то, что ему нужно. Эти различия связаны с особенностями типов ВНД, с силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения, а также изменяются под влиянием условий жизни и воспитания.

           Типы памяти:

           1. Наглядно-образный тип дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор оказывается наиболее продуктивным при запоминании: двигательный, зрительный, слуховой типы памяти. Но чаще встречаются смешанные типы.

           2. Словесно-абстрактный

           3. Промежуточный

           Преобладание того или иного типа памяти определяется условиями жизни и деятельности людей. Особенностями своей памяти человек пользуется как приемом повышения ее продуктивности.

           Учителю необходимо учитывать индивидуальные различия в памяти учащихся. Одновременно он должен развивать у них всестороннюю память (и зрительную, и слуховую, и двигательную). Этого требует разнообразие самого учебного материала: он создает максимально благоприятные условия для всестороннего развития памяти учащихся.

           В подростковом возрасте память должна стать объектом не только воспитания, но и самовоспитания, которое достигает значительных успехов тогда, когда основывается на знании закономерностей ее формирования. В этой связи говорят о пользе мнемоники (совокупности формальных приемов, обеспечивающих искусственное закрепление материала в памяти). Но мнемоника лишь подменяет логическое содержание и никогда его не компенсирует. Основой развития смысловой памяти является содержательная познавательная активность личности.