Сайт кафедры педагогики и психологии 
Визуальная психодиагностика


Литература по дисциплине
Вопросы к зачёту

Темы рефератов

Задания для самостоятельного изучения

Содержание разделов дисциплины


 

п/п

Наименование разделов и

тем дисциплины

Содержание темы

РАЗДЕЛ 1.  Теоретические основы, концептуальные положения. Основные направления применения визуальной психодиагностики

1

Визуальная психодиагностика: объект, предмет, задачи, содержание. Теоретические основы, концептуальные положения. Основные направления применения.

Понятие о визуальной психодиагностике. Определение визуальной психодиагностики. Понятие об объекте и предмете, задачах и содержании (по Г.В.Щекину). Развитие визуальной психодиагностике в рамках парапсихологии и  современное состояние. Общий макет изучения человека средствами визуальной психодиагностики (Г.В.Щекин).

            Теоретические основы, концептуальные положения: социально- перцептивный подход (А.А.Бодалев, В.Н.Панферов, В.Н.Куницина и др.), психология самоподачи (Р.Баумейстер, Е.А.Петрова, М.Шнайдер, Э.Гоффман и др.), визуальная психосемиотика общения (Е.А.Петрова), конституциональная психология (Э.Кречмер, У.Шелдон, В.И.Куликов, Н.Н.Обозов и др.), типологические подходы к личности и характеру (К.Леонгард, Д.М.Олдхэм, Л.Б.Моррис, А.Лоуэн, В.Райх и др.), психология невербального поведения (В.А.Лабунская, В.В. Куприянов, Е.В.Фетисова, А.М.Щетинина  и др.).  Основные направления применения приемов ВПД.

РАЗДЕЛ 2. Методология и инструментарий визуальной психодиагностики

2

Методы визуальной психодиагностики.

Основные методы визуальной психодиагностики (Г.В.Щекин).

Психологическое наблюдение (М.Я. Басов, Е.В. Морозова, А.А.Бодалев, Л.А.Регуш). Функциональное назначение метода психологического наблюдения и его специфические особенности. Организация психологического наблюдения. Виды наблюдения (Л.А.Регуш). Интерпретация невербального текста общения. Невербальные признаки (Л.А.Регуш). Принципы составления психологического портрета человека на основе наблюдения визуального текста общения (Е.А.Петрова). Графология (И.Мишон, И.Моргенштерн, Д.М.Зуев-Инсаров, В.Берлов и др.). Исследование почерка как метод психодиагностики. Физиологические основы почерка (Л.Гуревич и др.). Общая схема исследования почерка (Г.В. Щекин). О диагностических возможностях современной графологии (Л.Б. Филонов, Д.А.Смыслов, Н.Обозов, Е.А.Петрова и др.).

Психобиографический и биографический метод, "телесные” тесты.

РАЗДЕЛ 3. Основные направления визуальной психодиагностики

3

Тело человека в психодиагностике. 

Физиогномика и хиромантия. Классическая физиогномика и хиромантия к. XIX- н. XX вв. о связи внешности и особенностей человека (системы Ф.Галля, Б.Порты, Ч. Ломброзо, И.Лафатера). Современные исследования: морфологические признаки лица и психологических особенностей человека (В.И. Куликов, Т.Мар, А.Штангль, К.Хонз и др.). Иридодиагностика (И. Пекцели, Ф. Вид, И. Дек и др.). Дерматоглифика (Г. Акищинкова, С. Полуэктова).

Конституция и личность. Типология конституции Э.Кречмера, У. Шелдона, Э.Галанта, Э.Ледо. Современное развитие конституциональных типологий (Н.Обозов, И.Павлов). Психосемиотика габитуса по Е.А.Петровой.

Внешние индикаторы плохого самочувствия и нездоровья.

Психология невербального поведения.

Определение невербального поведения. Зарубежные и отечественные исследования в области невербального поведения и невербальной коммуникации (Р.Бердвистелл, В.А. Лабунская, Е.А. Петрова, Дж. Ниренберг, Г.Калеро, А.Пиз, В.П.Морозов и др.).

Выражение эмоций в мимике (П.Экман, А.А.Акишина). Социально- перцептивные эталоны (В.А.Лабунская, К.Изард). Физиогномические маски. Диагностика по морщинам лица человека. Жестикуляция и психодиагностика. Психосемиотическая классификация и описание жестов обыденного общения (в норме) (Е.А.Петрова). Жестикуляция и темперамент, характер. Диагностическая ценность "словаря жестов”. Курение и рукопожатия (А.Пиз). Жесты в диагностике подростковых проблем.

            Осанка и позы человека в чтении состояний. Индивидуально- психологические особенности личности и их проявление в позах. Диагностика взаимоотношений в диаде по характеру поз собеседников.

            Пантомимика и походка в психодиагностике. Типология походки и ее связь с личностью. Типология "посадки” человека (А.Штангель). Диагностика темперамента на основе пантомимики и походки. Внешнее проявление типологии: мыслитель, собеседник, практик (Н.И.Обозов).

            Визуальный контакт глаз и его исследование в работах Р.Эксайна, М.Аргайла. Определение внутреннего состояния по движению глаз. Типология взглядов. Структурный анализ функциональных стадий стресса (К.Хонз).

            Визуальная психодиагностика симптомокомплекса. Диагностика установок в общении (Дж.Ниренберг, Г.Калеро, А.Пиз). Сигналы тела и общие характеристики человека (А.Штангль). Акцентуированные черты темперамента и невербальное поведение. Симптомокомплексы наркотического и алкогольного опьянения. Идентификация лживого сообщения.

Проксемика (Е.Холл).

 Акустическая психодиагностика. Диагностические возможности экстралингвистики и просодики (В.П.Морозов). Сигнальность манеры говорения (М.Люшер). Смех, характеризующий человека (А.Штангль). Позиция в общении (Э.Берн). Психологические типы собеседников и тактика общения с ними (С.Степанов, Ф.А.Кузин).

Социальное оформление внешности человека в психодиагностике.

Психосемиотика костюма (Е.А.Петрова).

 Психоанализ и одежда. Основные потребности и их реализация в одежде. Диагностика психологических защит, страхов и комплексов на основе выбираемой и отвергаемой одежды.

Самоподача человека в одежде. Реальный и идеальный образ "я” и его прочтение на уровне оформления внешности. "Адресная” и ролевая самоподача.   Стратегии самоподачи на уровне внешности (Р.Баумейстер), тип визуальной самоподачи по мере раскрытия образа "я” (Е.А.Петрова) как основание для суждения об особенностях личности. 

Основные параметры выбираемой человеком одежды и манера ее ношения как источник информации о личности (Е.А.Петрова). Проявление акцентуации характера и темперамента человека в его одежде (Е.А.Петрова).

Цветовое предпочтение в одежде, его диагностическое значение (М. Люшер, Г. Фрилинг, К.Ауэр, Л.Н.Собчак).

Аксессуары, обувь, украшения и очки, прическа как объект визуальной психодиагностики (М.Люшер, Ф. Каприо, Д.Лиеди, М.В.Буракова, В.А. Лабунская, В.Ф.Пирожков, Ю.А. Алферов и др.).