Практическое занятие №1.
Тема: «Психологическая помощь как профессиональная деятельность и консультирование»
Форма: Дискуссия.
Цели занятия:
1. Уточнить знания студентов по теме занятия. Сформировать представления о профессиональной психологической помощи, профессиональной помогающей деятельности и особенности помогающих отношений в консультативном процессе.
Стимулировать рефлексивные процессы; подвести к осмыслению особенностей психологической помощи как профессиональной деятельности психолога и психологического консультирования как одного из видов психологической помощи.
Выработка умения дискутировать и дифференцировать психотехнический аспект проблемы и ее натуральный аспект.
Сформировать основы понимания профессиональной позиции консультанта.
План занятия.
Обсуждение докладов студентов по результатам самостоятельной работы по теме.
Анализ консультативных ситуаций для дифференциации натурального и психотехнического аспекта психологической помощи.
Специфика психологической помощи как профессиональной деятельности и психологического консультирования как одного из видов психологической помощи.
Сопоставимый анализ деятельности психолога-консультанта с деятельностью представителей помогающихх профессий (врача, педагога, воспитателя, священника и др.).
Параметры сопоставления: высшая цель и ценность (здоровье, образованность, социальная адекватность поведения, мудрость, святость и т.д.), негативное состояние (болезнь, заблуждение, грех, нарушения поведения и адаптации, отклонения в развитии и т.д.), измерения человеческого бытия (организм, умственные способности, социальное поведение, судьба и т.д.), основной продуктивный процесс (восстановление функций, развитие, воспитание , познание истины и т.д.) деятельность профессионала (лечение, обучение, воспитание, попечение).
Категории, отражающие специфику психологической помощи: смысл - критическая (трудная) жизненная ситуация - жизненный мир- переживание - сопереживание (по Ф.Василюку). Категории «изменение», «развитие», «личностный рост».
Разграничение обыденного, этического и профессионально-психологического реагирования на трудную жизненную ситуацию, беду другого человека.
Обязательная литература:
1. Ф. Василюк. Психотехника переживания. Уч. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1991.
2. Ф. Василюк От психологической практики к психотехнической теории. // Моск. Психотер. Журнал.1992, № 1.
3. М. Папуш. Практическая психотехника. М., 1999.
Дополнительная литература:
1. Ф. Василюк. Психотехника переживания. Уч. пособие. - М., 1991.
2. Ф. Василюк От психологической практики к психотехнической теории. // Моск. психотер. журнал. - 1992, № 1.
4. М. Папуш. Практическая психотехника. М., 1999.
Темы докладов:
1. Психологическая помощь как составная часть деятельности специалистов «помогающих» профессий.
2. Психологические аспекты исповеди и исповедальные аспекты психологического консультирования.
3. Консультирование и обучение: сопоставимый анализ.
4. Консультативные и информационные аспекты восточных духовных практик.
Практическое занятие №2.
Тема: «Эмоциональные и когнитивные фазы психологического консультирования».
Цель занятия: Конкретизация знаний студентов по теме и уточнение представлений о закономерностях и сложности процесса консультирования.
План занятия.
1. Просмотр первой части видеофильма «Техника психологического консультирования».
2. Анализ фильма.
3. Обсуждение вопросов по лекционному материалу и фильму.
Обязательная литература:
1. Горянина В.А. Психология общения. М., Академия, 2002.
2. Осухова Н.Г. Основы семейного консультирования // Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие для студентов. / Под ред. Е.Г.Силяевой. – М.: Академия, 2002. – С.136 – 159.
Дополнительная литература:
1. Добрович А.В. Глаза в глаза. М., 1982.
2. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии.
Практическое занятие №3
Тема: «Консультативная ситуация: структура, время и пространство, границы и сеттинг консультативного взаимодействия»
Цель занятия:
Сформировать у студентов представление о структурировании консультативного процесса и роли консультанта.
Освоить навыки заключения контракта и организации пространства консультации
План занятия.
1. Просмотр второй части фильма «Техника психологического консультирования».
2. Методы заключения контракта с клиентом, приемы организации сеттинга и установления границ в диаде «консультант – клиент»: демонстрационное консультирование, проведенное преподавателем и «работа в тройках по освоению данных умений..
Практическое занятие № 4.
Тема: «Личность психолога–консультанта как основной инструмент консультирования».
Цель занятия:
Углубление знаний по теме. Сопоставимый анализ позиции консультанта во взаимодействии с клиентом в разных подходах к консультированию.
Круглый стол по проблеме: «Личностный и профессиональный рост психолога- консультанта».
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие личностного и профессионального роста.
2. Личность консультанта как инструмент.
3. Эффективность консультации и тренинга. Факторы эффективности.
4. Роль консультанта в директивных и недирективных подходах.
Основная литература:
1. Нельсон –Джоунс. Теория и практика консультирования. Спб., 2000.
2. Социальная психология в современном мире. М., 2002.
3. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М.,2000
4. Кочюнас р. Основы психологического консультирования.
Дополнительная литература:
1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. Спб., 2001.
2. Мэй Р. искусство психологического консультирования. М.,1994.
3. Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. М.,1998.
Практическое занятие № 5.
Тема: Базовые коммуникативные навыки психологического взаимодействия в консультиции с клиентом и группой (семья, производственный коллектив, тренинговая группа) «коллективным клиентом»
Практическое занятие № 5 – 6 - 7
Тема: Базовые навыки косультирования
Форма:тренинг базовых умений и навыков консультирования.
(навыки слушания; навыки эмпатии; навыки предоставления информации и советов; навыки продуктивной конфронтации; навыки совладания с собственными эмоциями;
Практическое занятие № 8
Тема: «Осознание того, что мы делаем и как мы это делаем, - первый этап процесса становления эффективного консультанта»: Профессионально-личностная рефлексия и навыки анализа ситуаций профессионального взаимодействия.
Форма проведения – консультационная супервизия по проблеме одного из участников.