Сайт кафедры педагогики и психологии 
Задания для самостоятельного изучения

Практическое занятие №1.

 Тема: «Психологическая помощь как профессиональная деятельность и консультирование»

Форма: Дискуссия.

Цели занятия:

1. Уточнить знания  студентов по теме занятия. Сформировать представления о профессиональной психологической помощи, профессиональной помогающей деятельности и особенности помогающих отношений в консультативном процессе.

 Стимулировать рефлексивные процессы; подвести к осмыслению особенностей психологической помощи как профессиональной деятельности психолога и психологического консультирования как одного из видов психологической помощи.

Выработка умения дискутировать и дифференцировать психотехнический аспект проблемы и ее натуральный аспект.

Сформировать  основы понимания профессиональной позиции консультанта.

 

План занятия.

 Обсуждение докладов студентов по результатам самостоятельной работы по теме.

Анализ консультативных ситуаций  для дифференциации натурального и психотехнического аспекта психологической помощи.

Специфика психологической помощи как профессиональной деятельности и психологического консультирования как одного из видов психологической помощи.

 Сопоставимый анализ деятельности психолога-консультанта с деятельностью представителей помогающихх профессий (врача, педагога, воспитателя, священника и др.).

Параметры сопоставления: высшая цель и ценность (здоровье, образованность, социальная адекватность поведения, мудрость, святость и т.д.), негативное состояние (болезнь, заблуждение, грех, нарушения поведения и адаптации, отклонения в развитии и т.д.), измерения человеческого бытия (организм, умственные способности, социальное поведение, судьба и т.д.), основной продуктивный процесс (восстановление функций, развитие, воспитание , познание истины и т.д.) деятельность профессионала (лечение, обучение, воспитание, попечение).

Категории, отражающие специфику психологической помощи: смысл - критическая (трудная) жизненная ситуация - жизненный мир- переживание - сопереживание (по Ф.Василюку). Категории «изменение», «развитие», «личностный рост».

Разграничение обыденного, этического и профессионально-психологического реагирования на  трудную жизненную ситуацию, беду другого человека.

 

Обязательная литература:

 1.    Ф. Василюк. Психотехника переживания. Уч. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1991.

2.    Ф. Василюк От психологической практики к психотехнической теории. // Моск. Психотер. Журнал.1992, № 1.

3.    М. Папуш.  Практическая психотехника. М., 1999.

 

Дополнительная литература:

 1. Ф. Василюк. Психотехника переживания. Уч. пособие. - М., 1991.

2. Ф. Василюк От психологической практики к психотехнической теории. // Моск. психотер. журнал. - 1992, № 1.

4.    М. Папуш.  Практическая психотехника. М., 1999.

 

Темы докладов:

1.   Психологическая помощь как составная часть деятельности специалистов «помогающих» профессий.

2.    Психологические аспекты исповеди и исповедальные аспекты психологического консультирования.

3.    Консультирование и обучение: сопоставимый анализ.

4.    Консультативные и информационные аспекты восточных духовных практик.

 

 

 

Практическое занятие №2.

 Тема: «Эмоциональные и когнитивные фазы психологического консультирования».

 Цель занятия: Конкретизация знаний  студентов  по теме и уточнение представлений о закономерностях и сложности процесса консультирования.

План занятия.

1.    Просмотр  первой части видеофильма «Техника психологического консультирования».

2.    Анализ  фильма.

3.    Обсуждение вопросов по лекционному материалу и фильму.

 Обязательная литература:

 1.    Горянина В.А. Психология общения. М., Академия, 2002.

2.    Осухова Н.Г. Основы семейного консультирования // Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие для студентов. / Под ред. Е.Г.Силяевой. – М.: Академия, 2002. – С.136 – 159.

 Дополнительная литература:

 1.    Добрович А.В. Глаза в глаза. М., 1982.

2. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии.

 

 

Практическое занятие №3

 Тема: «Консультативная ситуация: структура, время и пространство, границы и сеттинг консультативного взаимодействия»

Цель занятия:

Сформировать у студентов представление о структурировании консультативного процесса и роли консультанта.

Освоить навыки заключения контракта и организации пространства консультации

 План занятия.

 1.    Просмотр  второй части фильма «Техника психологического консультирования».

2.    Методы  заключения контракта с клиентом, приемы организации сеттинга и установления границ в диаде «консультант – клиент»: демонстрационное консультирование, проведенное преподавателем и «работа в тройках по освоению данных умений..

 

 

Практическое занятие № 4.

 Тема: «Личность психолога–консультанта как основной инструмент  консультирования».

 Цель занятия:

Углубление знаний по теме. Сопоставимый анализ позиции консультанта во взаимодействии с клиентом в разных подходах к консультированию.

 Круглый стол по проблеме: «Личностный и профессиональный рост  психолога- консультанта».

 Вопросы для обсуждения:

1.    Понятие личностного и профессионального роста.

2.    Личность консультанта как инструмент.

3.    Эффективность  консультации и тренинга. Факторы эффективности.

4.    Роль консультанта в директивных и недирективных подходах.

 Основная литература:

1.    Нельсон –Джоунс. Теория и практика  консультирования. Спб., 2000.

2.    Социальная психология в современном мире. М., 2002.

3.    Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М.,2000

4.    Кочюнас р. Основы психологического консультирования.

Дополнительная литература:

1.    Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. Спб., 2001.

2.    Мэй Р. искусство психологического консультирования. М.,1994.

3.    Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. М.,1998.

 

 

 Практическое занятие № 5.

 Тема: Базовые коммуникативные навыки психологического взаимодействия в консультиции с клиентом и группой (семья, производственный коллектив, тренинговая группа) «коллективным клиентом»

 Практическое занятие № 5 – 6 - 7

 Тема: Базовые навыки косультирования

 Форма:тренинг базовых умений и навыков консультирования. 

(навыки слушания; навыки эмпатии; навыки предоставления информации и советов; навыки продуктивной конфронтации; навыки совладания с собственными эмоциями;

 

Практическое занятие № 8

 Тема: «Осознание того, что мы делаем и как мы это делаем, - первый этап процесса становления эффективного консультанта»: Профессионально-личностная рефлексия и навыки анализа ситуаций профессионального взаимодействия.

 Форма проведения – консультационная супервизия по проблеме одного из участников.