Сайт кафедры педагогики и психологии 
В.В.Макаров. "Избранные лекции по психотерапии".
Личность психотерапевта
Личностные особенности и качества психотерапевта
Профессиональные болезни и деформации


Трансперсональная психология
Этический кодекс психодиагноста
Этический кодекс психолога-консультанта
Этический кодекс психолога в системе образования


Тематика рефератов (допускаются самостоятельные темы):

1. Психотерапия: личные основания для выбора специализации.

2. Психотерапия: основания для выбора направления.

3. Перспективы развития психотерапии.

4. Психотерапия как междисциплинарная область

5. Мой психотерапевтический опыт.

6. Мой психотерапевтический запрос.

7. Парадокс эквивалентности: возможные трактовки.

8. Специфика психотерапевтической этики.

Место  психотерапии в системе других наук.

2. З.  Фрейд – основатель психоанализа.

 3. Роль и место индивидуальной психологии в системе психотерапевтических учений.

4. Вклад К. Юнга в групп-аналитическую терапию

5. Биоэнергитеский   анализ А. Лоуэна.

6. Трансактный анализ  как психотерапия взаимоотношений между людьми.

7. Театрализация в психодраме

8.Гуманистические тенденции клиент-центрнированной терапии.

9. Современные тенденции развития гешталь-терапии

10. Сущность и  особенности рациональной психотерапии.

11. Место  поведенческой психотерапии в системе современных  психотерапевтических учений.

12 Психотерапия детских страхов

13. Игровая психотерапия неврозов у детей

14. Вклад В.М.Бехтерева в развитие отечественной психотерапевтической школы.

15. Медицинская деонтология в психотерапии.

16. Психотерапия в системе реабилитации психически больных.

17. Гипнотерапия. Общие понятия о гипнозе, историческая справка.

18. Терапия творческим самовыражением ( по М.Е.Бурно).

19. Общие принципы и особенности психотерапии в детском и подростковом возрасте.

20. Психотерапия при психопатиях у подростков.

 


 

Вопросы к экзамену (итоговая аттестация)

1.         Наиболее общее определение психотерапии, с которым соглашаются представите-ли всех психотерапевтических школ.

2.         Что можно назвать «призмой» в работе психотерапевта? Как и для чего она ис-пользуется?

3.         Единицы анализа в психотерапии.

4.         Место психотерапии среди других наук.

5.         Психотерапия и психологическое консультирование: сходства и отличия.

6.         Психотерапия и психиатрия: сходства и отличия.

7.         Кому адресована психотерапия. 

8.         Понятия «нормы» и «патологии» в психотерапии.

9.         История становления психотерапии: дофрейдовский период.

10.       История становления психотерапии: вклад  З.Фрейда.

11.       Особенности теории и практики классического психоанализа как метода психоте-рапии. Достоинства и недостатки.

12.       Динамически-ориентированные подходы в психотерапии.  Основные принципы теории и практики. Достоинства и недостатки.

13.       Юнгианская психотерапия. Основные конструкты, особенности практики. Досто-инства и недостатки.

14.       Индивидуальная психотерапия А.Адлера.  Особенности теории, практики. Плюсы и минусы подхода.

15.       Клиент-центрированная психотерапия К.Роджерса. Особенности теории, практики. Плюсы и минусы подхода.

16.       Терапия опытом (экспириенциальная). Особенности теории, практики. Плюсы и минусы подхода.

17.       Гештальт-терапия. Ф. Перлз и его последователи. Особенности теории, практики. Плюсы и минусы подхода.

18.       Логотерапия  В. Франкла.  Особенности подхода.  Достоинства и недостатки  ме-тода.

19.       Поведенческое направление психотерапии. Персоналии, особенности теории и практики. Достоинства и недостатки направления.

20.       Когнитивно-поведенческое направление психотерапии.  Персоналии, особенности теории и практики. Достоинства и недостатки направления.

21.       Семейная психотерапия. Отличительные особенности данного направления тера-пии, базовые конструкты и особенности практики. Плюсы и минусы направления.

22.       Гипнотерапия. Классические методы, недирективный гипноз М.Эриксона,  осо-бенности теории и практики. Достоинства и недостатки направления.

23.       Телесно-ориентированная терапия. Ее модификации, основные положения теории и практики. Достоинства и недостатки.

24.       Арт-терапия. Модификации, особенности применения. Достоинства и недостатки.

25.       Групповая психотерапия. Основные модальности, особенности теории и практики. Плюсы и минусы подхода.

26.       Психодрама Я.Л. Морено.  Теоретические конструкты и особенности практики. Достоинства, недостатки направления.

27.       Метод духовных расстановок Б. Хеллингера. Особенности теории и практики. До-стоинства, недостатки направления.

28.       Позитивная психотерапия Н. Пезешкиана. Достоинства, недостатки направления.

29.       Нейро-лингвистическое программирование как интегративный метод терапии. Возможности и ограничения НЛП. Достоинства, недостатки направления.

30.       Трансперсональная психотерапия. Особенности теории и практики. Достоинства, недостатки направления.

31.       Интегративный подход в психотерапии. Персоналии, Особенности теории и прак-тики. Достоинства, недостатки направления.

32.       Особенности становления психотерапии в России.

33.       Этический кодекс психотерапевта.

34.       Механизмы и факторы лечебного воздействия в психотерапии.

35.       Оценка эффективности психотерапевтической помощи.


Рекомендуемая литература:

1. Абрамова Г.С. "Введение в практическую психологию". - Москва, 1994.

2. Александров А.А. "Современная психотерапия" - Санкт-Петербург, 1997.

3. Беддинггон-Бэренс С. "Исцеление радостью" // "Психологическая газета", 1998, № 10, стр. 16.

4. Витакер К. "Полночные размышления семейного терапевта". - Москва, 1999.

5. Грачева М. "Психолог на приеме у психолога" // "Психологическая газета", 1998, №4, стр. 10

6. Жуков Ю.М. "Позиции психолога-практика" // "Введение в практическую

социальную психологию", Москва, 1996, стр. 21.

7. Калина Н.Ф."Основы психотерапии". - Москва, 1997.

8. Криндач В.П. "Психотерапия: индивидуальный стиль психотерапевта - опора на метанавыки".

    9. Миккин Г.А. "Риск быть психотерапевтом - риск быть собой. Мифы и реалии пути к профессионализму" // "Психологическая газета", 1998, № 5, стр. 22.

    10. Миллс Дж., Кроули Р. "Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка". -Москва, 1996.

11. Мэй Р. "Психологическое консультирование" - Москва, 1998.

12. Мюнстерберг Г. "Психология и учитель" - Москва, 1997.

13. Неплох Я.М. "Человек, познай себя", - Санкт-Петербург, 1991

14. "Психотерапевт. Искусство лезть в душу" // "Профиль", 1997, № 45-46.

15. Роджерс К. "Взгляд на психотерапию.  Становление человека". -Москва, 1994.

16. Рудестам К. "Групповая психотерапия". -Москва, 1990.

17. Телешевская М.Э. "Искусство делать людей счастливыми". -Москва, 1993.

18. Трунов Д.Г. "Профессиональная деформация практического психолога" // "Психологическая газета", 1998, № 1, стр. 12.

19. Франкл В. "Доктор и душа: от психотерапии к логотерапии". - Санкт-Петербург, 1997.

20. Эйдемиллер Э.Г. "Не надо любить клиента - лучше помогите ему профессионально" // "Психологическая газета", 1998, № 11, стр 21.